Здоровая жизнь

Почему полезно учить иностранные языки? 4 причины, о которых вы не знали»

Иностранные языки обычно рассматриваются только с одной стороны: практическое их применение с теми или иными целями. Однако на деле, как определили ученые, изучение иностранных языков позволяет человеку еще и развивать мозг, а также защищаться от деменции. В чем же их польза и какие языки могут быть более полезными?

Почему язык дается сложно? 

«Изучение языков — действительно очень интересный вид деятельности. Но только не для всех. Несомненно, есть люди, которым изучение языков дается легко и просто. Но встречаются и те, кто с трудом осваивает языки, зато проявляет себя успешно в каких-то иных видах деятельности. Нельзя однозначно сказать, что у первых мышление и память лучше, а вторые — неудачники», — отмечает психолог высшей категории Института детской и взрослой неврологии и эпилептологии им. Святителя Луки Елена Макарова.

По словам психолога, на процесс изучения влияет много факторов:

  • интерес к теме;
  • хороший педагог;
  • условия жизни человека;
  • необходимость изучения и использования языков;
  • индивидуальные особенности памяти и познавательных функций.

Например, если речь идет про ребенка, то на развитие у него оказывает особое влияние то, в каких условиях он растет, как взрослые могут создать условия для усвоения языков и поддержать увлечение ими. «Например, если основной формой работы по усвоению языка в дошкольном возрасте будет игровое или бытовое общение, то ребенок достаточно быстро воспримет язык. А если мы посадим дошкольника за парту учить слова по картинкам, будем проверять запоминание слов, замечать ошибки и постоянно их исправлять, то скорее это приведет к протестным реакциям и снижению мотивации.

Поэтому прямой связи между запоминанием иностранных слов и развитием мышления нет. Но если между ними мы сможем создать интерес, увлечение, ощущение легкости и успешности процесса, то тогда изучение иностранных языков может привести не только к развитию памяти, но и к выстраиванию гармоничных отношений между взрослым и ребенком, к удовольствию от совместной наполненной и радостной жизни», — говорит Елена Макарова.

Польза для взрослых

При этом процесс изучения иностранных языков важен не только для детей. Взрослые имеют свою пользу от этого процесса, отмечает кандидат психологических наук, доцент, клинический психолог высшей категории Алексей Мелехин.

Изучение языков очень полезно с точки зрения профилактики при когнитивных нарушениях. «Например, если человек перенес инсульт, у него идет реабилитация, нужно восстановиться. Также для людей пожилого возраста такой вариант хорошо подходит, так как у них есть доброкачественные проблемы: забывчивость, изменение внимания и т. д.», — отмечает Мелехин. Польза изучения языков в данной ситуации, как говорит специалист, связана с тем, что так формируются новые асссоциативные связи, ведь одной из форм реабилитации для людей в возрасте является изучение новых слов и расширение словаря.

Языки помогут на начальной стадии болезни Альцгеймера, а также при старте деменции, когда можно с помощью такого обучения снизить активность патологических процессов. Изучение иностранных языков стимулирует нейрогенез — формирование новых нервных клеток. Соответствующие исследования уже доказали эффект такого метода.

Формируется способность смотреть на ситуацию под разными углами. У человека, изучающего языки, появляется возможность шире и объемнее передавать одно и то же понятие.

Также изучение двух или трех языков обладает противотревожным эффектом. «Когда у человека много движения внутри, ему нужно как-то во что-то это вложить, упорядочить, именно изучение нескольких языков помогает это сделать. При этом иногда встречается довольно интересный феномен, когда человек на другом языке может лучше выразить мысль, чем на родном», — отмечает Алексей Мелехин.

Сколько языков учить и как

«Лучше три и более, это позволит сформировать более глубокие связи и маркировать поведение человека по-разному», — советует Алексей Мелехин.

При этом есть вопросы и насчет того, какие языки лучше учить. Стандартные типа французского, испанского, английского? Или более сложные: японский, китайский, арабский и т. д.? «Дело не в том, что сложнее, а в том, что новее и интереснее. Когда человек сталкивается с чем-то, что относится к категории „мозг сломаешь“, это замечательно. Все это говорит о формировании азарта, в основе которого лежит тот факт, что психика и нервная система перестраиваются и формируют такую гибкость, что хорошо воспринимается и сложное. Иногда при изучении незнакомого языка у человека появляются совсем другие ощущения: приятные, висцеральные, культурные. Изучение такого языка толкает человека на различные ассоциативные цепочки. Поэтому здесь сложность техническая. И как раз профилактикой когнитивных проблем является изучение таких языков, как японский, корейский, арабский, хинди», — отмечает Алексей Мелехин.

Мотивационная составляющая

Конечно же, в вопросе изучения языков, как говорит специалист, главное — найти мотивацию. «Здесь надо отталкиваться от того, куда вписывается язык, выучить ведь можно что угодно. Но надо понимать, где и как использовать. Потому что речь — для другого, она обращена к другому, вне этого другого не будет языка. Причем вовсе не обязательно речь о человеке. Например, в роли другого может выступать книжка, которую вы хотите прочитать на языке оригинала, это может быть фильм на языке оригинала. Другой должен быть обязательно», — объясняет Мелехин.

Перед тем как начать учить языки, как говорит психолог, надо взять листочек бумаги и определить для себя цель изучения. Только не надо превращать этот процесс в соревнование («кто-то учит язык, и я буду тоже поэтому»). Любое изучение языков должно вписываться только в картину восприятия конкретного человека.

Источник

 141 total views,  1 views today

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button